Персона

Заслуженный работник высшей школы России, доктор экономических наук, профессор, почетный доктор права университета Шенандоа (Вирджиния, США), первый в Ставропольском крае действительный член Российской академии образования, ректор Пятигорского государственного лингвистического университета.

Гость рубрики PеRсOна – Юрий Давыдов. Точнее, это мы у него в гостях: в просторном, но простом кабинете, где нет кожи и красного дерева, а есть много книжных полок с толстыми томами. Юрий Степанович говорит негромко, двигается, не торопясь, терпеливо выслушивает собеседника. Он уже пятнадцать лет руководит Пятигорским государственным лингвистическим университетом. И за это время ПГЛУ превратился в один из самых престижных высших ВУЗов региона, первым в 2001 году вошел в число 50 лучших высших учебных заведений России, определяемых независимой экспертизой Благотворительного фонда В.О. Потанина.

Детство

Детство Юрия Давыдова выпало на войну и неустроенные послевоенные годы. Были игры с патронами и неразорвавшимися снарядами, были частые переезды: сначала Ульяновская область, потом два года в разрушенной войной Германии, после – город Борисов Минской области, и возвращение в родное Поволжье. Новые люди, чужие города, постоянная занятость родителей… Так родилась привычка к самостоятельности и ответственности. «Мой отец был военнослужащим, поэтому мне пришлось поменять пять школ. Каждый раз жизнь начиналась заново. С 10-ти до 12-ти лет я жил практически один: мать целый год лежала в больнице, а отец почти все время был в части. Я был предоставлен сам себе. Но в воинской части отца была хорошая библиотека. Увлекшись чтением, я осилил «Анну Каренину», «Воскресение», «Бруски» Панферова (книги явно не для того возраста)».

Меняя школы, Юрий Давыдов, будущий ректор лингвистического ВУЗа, менял и изучаемые языки: немецкий, французский, английский… Средняя школа дала не очень большой запас языковых знаний. Английский пришлось учить уже самому. Но и этот язык был освоен – книги по политической экономии Юрий Степанович читает в подлиннике, на английском.

Никто его не контролировал, но интерес и самолюбие помогали в разных школах учиться неизменно хорошо. Юрий Степанович – золотой медалист. Любимым предметом была химия. Особенно волновали Юрия Давыдова… проблемы защиты металлов от коррозии.

«После «Двух капитанов» Каверина, конечно, хотел стать летчиком. Потом увлекся химией. В Москву приехал поступать в Институт стали и сплавов им. Сталина. Но… не прошел медицинскую комиссию. Эта профессия, как оказалось, состоит по большей части не из исследований и открытий, а из бдения возле мартеновских печей и домен».

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

В Москве у абитуриента Давыдова не было ни одного знакомого. Рассчитывать можно было только на собственные знания и опыт частых переездов. После неудачи с Институтом стали и сплавов Юрий Степанович отправился штурмовать МГУ им. М.В. Ломоносова. На собеседовании спросили, как он оценивает программы итальянских социалистов и социал-демократов. Юрий Степанович понятия не имел ни о первых, ни о вторых, но уверенно ответил: «Социалистов поддерживаю, социал-демократов осуждаю». И угадал. МГУ Юрий Степанович закончил с красным дипломом.

«В Московском государственном университете мы получали большую методологическую подготовку. «Умение учиться» – пожалуй, главное, что выносили из стен университета его выпускники. И потом в жизни мне часто помогала школа МГУ. А моя специальность – политическая экономия (довольно редкая в Советском Союзе) – дала мне знание самых важных законов развития общества».

Именно здесь, в МГУ, Юрий Степанович встретил свою будущую супругу Лилю. Познакомился он с ней на четвертом курсе.

«Что ее выделяло? Она была самой красивой на курсе. Она и сейчас такая. И еще, что редко бывает вместе с красотой в одном человеке – она очень умна. Это и выделяло».

Аспирант, кандидат, доктор

Лиля Владимировна и Юрий Степанович поженились после окончания университета. И отправились по распределению в Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). А через четыре года, в 1964-м, переехали в Пятигорск. Тогда-то Юрий Давыдов и начал работать в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков. В 1968 году в МГУ им была защищена кандидатская диссертация.

В 1976 году Юрий Степанович отказался от должности ректора Ставропольского политехнического института. Сегодня это очень удивило бы, но тогда… Уже готова была комната в общежитии МГУ на Ленинских горах, выбрана тема исследований для докторской диссертации. А ученому, казалось, больше ничего и не нужно.

«Моя докторская диссертация, защищенная в 1980 году, была посвящена экономическим проблемам взаимодействия промышленности и сельского хозяйства. Как сын военнослужащего, я жил в маленьких городах, и мне хотелось, чтобы маленькие города были такими же красивыми, как крупные. А для этого нужно было развить ту систему агробизнеса, которая сейчас есть на западе. Пионером в развитии агробизнеса, как ни странно звучит, была Россия.

В МГУ было правило: написанная диссертация должна пролежать год. Это делалось с целью «отсеять» конъюнктурные работы. Обе мои диссертации, посвященные экономическим законам, не только через год не теряли актуальности, но могли бы быть защищены и сейчас. После 1990 года развитие агрокомплекса пошло вспять, и мы вернулись к середине 50-х».

В 1982 Юрий Степанович стал профессором. Тогда же возглавил кафедру общественных наук в пятигорском филиале Ставропольского политехнического института, где и работал до 1987 года.

«1982 год. Приезжает один из заместителей министра высшего и среднего специального образования СССР. Я выступаю с резкой критикой... Меня на следующий же день приглашают к заместителю. Но вместо ожидаемых репрессий, он говорит: «Критиковать легко. Я вам предлагаю должность ректора Грозненского университета». Отвечаю, что языков не знаю, ни ингушского, ни чеченского. Он: «Вам нужо знать не языки, а то, что вместе с должностью получите статус депутата Верховного Совета СССР».

Но, тем не менее, я отказался».

Ректор

В 1987 году Давыдов все-таки стал ректором Ставропольского государственного педагогического института. Но вскоре пришлось оставить должность – Юрий Степанович вплотную занялся партийной работой.

«Что касается избрания секретарем краевого комитета партии, то мой случай был беспрецедентным: для такого поста мне не хватало нескольких ступеней карьерной лестницы. Поработав секретарем крайкома некоторое время, в 1990 году я обнаружил, что деятельность становится декоративной. Процессы развала партии зашли настолько далеко, что на местах уже практически ничего нельзя было сделать. В это время ко мне приезжает делегация Пятигорского государственного института иностранных языков и предлагает принять участие в выборах ректора.

На первый взгляд, я был для ВУЗа «варягом». Да и на конференции мне досталось больше всех как партократу. Но ПГПИИЯ я знал с 1964 года. Среди кандидатов я был единственным доктором наук, единственным профессором, да и стаж работы в высшей школе у меня был намного больше, чем у моих конкурентов».

Так Юрий Степанович был избран ректором. При нем институт стал университетом, в котором учатся студенты, аспиранты и стажеры из 37 регионов России и 15 зарубежных государств. Открылись филиалы в Ставрополе, Учкекене, Новороссийске. И только он знает, чего стоит постоянное движение ВУЗа вперед.

 «До начала 90-х годов сильны были административные ограничения работы высших учебных заведений. Потом ВУЗам предоставили широкую автономию, и вместе с тем возложили на них полную ответственность за качество образования. А государство гарантировало приоритетность развития образования. В результате недавнего принятия закона о монетизации льгот от всех положительных изменений мало что осталось.

Сегодня перед ректором стоит проблема преодоления административных барьеров, создаваемых ведомственными структурами, Минфином, казначейством. Например, Министерство образования и науки выделило значительные средства на организацию летнего отдыха студентов, а казначейство платежи не пропускает, заявляя, что теперь оздоровление студентов к образовательной деятельности не относится».

Развивается не только ПГЛУ. Качественно новым становится весь процесс изучения языков в нашем регионе.

«За последнее время открылось множество языковых курсов для детей и взрослых. В этом нет ничего удивительного: спрос рождает предложение. Выбирая языковую школу, потребитель, на мой взгляд, должен обратить внимание на то, насколько серьезно языковая школа относится к процессу обучения. И что является ее целью: получение дохода или качественное обучение. Качество обучения обеспечивается собственной материальной базой, высококвалифицированными кадрами, современной методикой преподавания языка взрослым и детям. Это возможно при сотрудничестве школ с вузами.

Для меня примером такой языковой школы является языковая студия «Easy Language». Создатели этой школы имеют опыт работы в нашем университете, успешно продолжают работу в филиале ПГЛУ в Ставрополе. Весь преподавательский коллектив НОУ Языковая студия «Easy Language» поддерживает теснейшую связь с кафедрами и факультетами университета и нашим Ставропольским филиалом.

Мы благодарны НОУ Языковая студия «Easy Language» за продолжение добрых традиций нашего университета в поддержании высокого качества обучения и внимательного отношения к каждому слушателю».

Наше студенчество – любознательное и эрудированное

«Главная причина, почему молодежь сегодня стремится получить высшее образование – желание иметь преимущества в своей дальнейшей жизни. В рамках Болонского процесса высшее образование провозглашено общественным благом, то есть оно должно быть доступным для всех, независимо от материального положения в семье, и на протяжении всей жизни. Этого требует современная экономика. Это чувствует молодежь. Остается, чтобы об этом заявило и российское правительство.

Если сравнивать студентов прошлых и нынешних, то главное, в чем изменился их характер – они стали требовательными и ответственными. Им нужны не оценки, а знания. А если сравнить студентов российских и их ровесников за рубежом… Я выступал перед студенчеством разных стран. Наши студенты открыты, восприимчивы к знаниям. Студенты Великобритании скованы, США – недостаточно эрудированны и мало любознательны. Во время своих лекций я веду диалог с аудиторией, и в университете штата Вирджиния со мной активнее всех общался… студент из Японии.

Исключительно активны студенты и Южно – Техасского университета в Сан-Маркосе. Хорошие впечатления остались от студентов-испанцев из старейшего университета в Вальедолиде. Наша беседа с ними началась в 7 вечера и закончилась около 12 ночи. Они проявили себя очень осведомленными, заинтересованными людьми. Один студент все донимал меня вопросом: «Почему реформы в России идут не так, как в Китае?». На что я, уже глубокой ночью, ответил ему: «Потому что это Россия, а не Китай».

Академик и миротворец

Юрий Степанович – действительный член (академик) Российской академии образования, один из пяти академиков Южного федерального округа, единственный на Ставрополье. В отделении «Образование и культура», куда он избран, входят знаковые фигуры нашего времени: Алексий II, Андрей Вознесенский, Сергей Михалков.

Юрий Степанович курирует программу «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру».

«Однажды мне пришлось выступать перед прихожанами объединенной методистской церкви в Спрингфилде, штат Вирджиния, США. Во время встречи речь зашла о бомбардировках городов Югославии авиацией США. После встречи прихожане направили в сенат США резкий протест против этих бомбардировок».

За миротворческую деятельность Юрий Давыдов награжден орденом «Дружбы», золотой медалью Российского фонда мира, Грамотой Государственной думы РФ.

Семья

«Сын в свое время отказался возвращаться в Пятигорск, и теперь Александр Юрьевич возглавляет филиал в Ставрополе, который он, по существу, сам и создал. Ставропольскому филиалу уже 11 лет. По мнению Ю.А. Гонтаря, председателя Государственной Думы края, «профессионализм научно-педагогического коллектива, академизм в сочетании с творческой атмосферой учебного процесса и духом новаторства снискали филиалу достойную славу, а его диплому широкое признание и уважение.

Я уважаю сына за самостоятельность, за то, что он никогда не жаловался, как бы трудно не приходилось».

«Жена Лиля Владимировна занимается серьезной научной работой. В ее книге «Мужество знать» изложена социологическая теория А.Зиновьева. Александр Александрович собственноручно написал к ней биографию. В списке работ, которые сам Зиновьев рекомендует прочитать, «Мужество знать» стоит на первом месте. Он считает эту книгу введением в свои труды.

Сейчас Лилия Владимировна готовит к изданию новую книгу, которая уже названа академиками путеводителем по социологии Зиновьева».

Главные принципы

Судит о людях Юрий Степанович по той степени, в какой они его беспокоят: чем меньше беспокоят, тем выше о них мнение. Потому что очень ценит самостоятельность. И в своем ВУЗе всячески развивает студенческое самоуправление. «Главный принцип, которым я руководствуюсь при делегировании полномочий – это давать людям возможность быть первыми на тех участках, где они работают.

В первую очередь обращаю внимание на профессионализм, ответственность и честность в отношении к людям».

Оказывается, руководителю совсем не обязательно надевать «ежовые рукавицы», напускать строгий и неприступный вид, журить и ругать, чтоб боялись и уважали. Можно быть честным, искренним, тактичным – и проделать долгий славный путь от студента до ректора.

Беседовала Дарья Ивахненко

Знак зодиака: телец

Любимое блюдо: пельмени и белорусские дранки

Любимый напиток: сухое вино и кефир

Любимая книга: «Два капитана» Каверина

Любимый фильм: «Волга-Волга», «С легким паром, или Ирония судьбы»

Спорт: в молодости любил коньки и имел разряд по велосипедному спорту

Любимый отдых: рыбалка

Любимый город: Пятигорск

Любимая вещь: фарфоровая черепашка – подарок академика Зои Мальковой

 




© 2005–2020
Официальный сайт журнала Pro