Персона

Чувство взятого рубежа

Ради интервью с генеральным директором компании «Норд-Сервис» журналист Pro несколько месяцев с риском для жизни преследовал Андрея Мурга.

 

Все началось в августе, когда я уже была готова сплавиться на байдарке вместе с героем интервью по карельской речушке… Но эта опасная перспектива меня миновала. Зато потом Андрей с упоением рассказывал о том походе.

В октябре я стала очевидцем того, как джип Андрея остановился перед маленькой, но бурной архызской речкой Зеленчук, и директор компании «Норд-Сервис» несколько секунд решал, как преодолевать это препятствие: по примеру «Камаза» вброд или по хлипкому, не внушающему доверия мостику. Тогда я подумала, что мне уже есть, о чем писать, и, в принципе, можно было бы покинуть салон авто... Когда выбор склонился в пользу моста, я была уверена, что задание редакции вот-вот провалится вместе со мной, Андреем и японским внедорожником… Но мост остался позади. А все самое интересное только начиналось.

Что еще, как не возможность задать пару вопросов Андрею Мурга, заставило бы меня в середине промозглого ноября отправиться на аэродром возле Ставрополя?! Нашу беседу дополнил ледяной ветер и унылый осенний пейзаж с тремя спортивными самолетами Як-52.

Но что поделать, если персона номера не любит сидеть в кабинете с кондиционером? Ловить момент между горами, байдарками, аэродромами, советами директоров и командировками… Такой образ жизни выбрал для себя трудоголик и оптимист Андрей Мурга.

– Какие моменты вызвали у Вас самые сильные эмоции?

– Рождение детей и, наверное, первый полет. К нему долго готовишься. Проходишь огромное число различных тестов – на внимание, на координацию, на психическую устойчивость. Нужна хорошая физическая подготовка, чтобы переносить перегрузки на грани возможностей техники и человека. Каждый полет – это огромный стресс, в первый раз чувство страха очень сильное. Ты не понимаешь, что происходит с самолетом, но должен преодолеть свой страх силой характера. Зато на второй раз, когда уже все прочувствовал, появляется ощущение счастья от полета, которое перекрывает все. Это чувство взятого рубежа.

– Умение преодолевать себя и брать рубежи, наверное, помогает в бизнесе…

– Да, закалка Ставропольского летного училища очень повлияла на мой характер. Когда ты после десятого класса попадаешь в мужской коллектив, тебе в руки дают автомат и ты несешь боевое дежурство – сразу взрослеешь. А если в 17 лет еще и поднимаешь в воздух боевой самолет!.. Это незаменимая школа.

– В армии требуется беспрекословное выполнение приказов. Вам не сложно было подчиняться?

– Сложно было в какой-то момент… но армия как раз этому и учит. Из нас готовили будущих офицеров, а нельзя научиться управлять, не умея самому подчиняться.

Я считаю, каждый мужчина должен пройти армию, чтобы научиться добиваться поставленной цели. Это и есть основа будущего успеха. Даже по сотрудникам нашего предприятия могу сказать, что те, кто служил, очень сильно отличаются от тех, кто армию не прошел. Военный опыт потом очень помогает в жизни, в работе. Все как в песне: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».

Бизнес – это тоже поединок. Хоть и ведется другими средствами, но здесь все достаточно жестко. Выигрывает тот, кто сильнее, умнее, организованнее. А еще непременное условие – быть порядочным и уметь держать слово.

– Как вы из авиации попали в бизнес?

– После окончания летного училища я попал в боевой полк и два года служил на Украине. Потом распался СССР. В российской армии началось сокращение. Чтобы остаться в строю, мне нужно было принять украинскую присягу. Но я россиянин, патриот своей страны. Присягнуть на верность чужому государству я не мог. Оставалось уволиться из рядов Вооруженных сил. Это было очень тяжелое решение. Долго снились самолеты. Ведь я с самого детства мечтал летать. Еще в школе летал на дельтаплане.

Стал искать, чем заняться… Пока служил на Украине, случайно познакомился с руководством донецкого завода холодильников «Норд». Холодильники в те годы были страшным дефицитом. В Ставрополе купить их было практически невозможно. В 1993 году старые связи и договоры между Украиной и Россией рухнули. Тогда я и предложил создать филиал завода в Ставрополе. Я вернулся домой офицером запаса, с договором о первой поставке холодильников «Норд» в Ставропольский край…

– А что было дальше?

– Вторая, третья поставка… Сейчас, когда вспоминаешь то время, не верится, что все это было… Холодильники раскупали за 2-3 дня, к нам выстраивались очереди. А нас работало всего пять человек. В то же время нам не хватало оборотных средств, и мы брали сумасшедшие кредиты под 240% годовых, что сейчас кажется невозможным. Но мы работали на износ, договаривались, добивались отсрочек... Помню, как просили знакомых, чтобы они задействовали свои связи и открыли нам счет в «Промстройбанке», с которым мы сотрудничаем и сегодня.

Через некоторое время мы создали полноценное предприятие и сделали ставку именно на сервис. Так начинался «Норд-Сервис»…

Наш первый магазин за городом был небольшим – площадью всего 100 квадратных метров… Там помещались все наши холодильники.

Потом мы заключили контракт с липецким заводом холодильников «Стинол», потом – с минским заводом холодильников «Атлант»… Отбирали для торговали те российские марки, которые могли гарантировать достойное качество. С самого начала мы увидели, что людям нужен весь спектр услуг – не только продажа, но и обслуживание, и ремонт. Мы начали создавать наш сервисный центр, на сегодняшний день – самый крупный по югу России. В нем работают профессиональные мастера, ответственные люди, которым по плечу ремонт любой сложности. Они обслуживают и нашу технику, и технику, купленную в других магазинах края.

– Когда вы приехали в Ставрополь с договором на первую поставку холодильников, у вас было предчувствие, что бизнес так разрастется?

– Честно говоря, нет. Думал, годик поработаем, наладим торговлю холодильниками, откроем маленький магазинчик... Но так получилось, что выбранная нами стратегия привела к успеху. Мы работали на доверии и не подвели. Наша заслуга в том, что мы всегда держали свое слово. Поставщики и покупатели нам доверяли. Мы грамотно выстроили свою финансовую политику, возвращали взятые кредиты. А главное – мы старались всю прибыль вкладывать в развитие предприятия.

Постепенно из торгующей компании мы стали компанией управляющей. Пять лет, например, управляли Ставропольским пивоваренным заводом – с 95-го по 2000-й год.

– Зачем компании, торгующей бытовой техникой, понадобился пивоваренный завод?

– Время было такое... Тогда предлагалось большое количество предприятий, которые не сумели приспособиться к новым рыночным условиям. Одним из них был Ставропольский пивоваренный завод. Завод стоял. У него были огромные долги – более пяти миллионов долларов. Владел акциями трудовой коллектив, который не знал, что с этим заводом делать. Директор уволился, когда понял, что не справился с управлением. Подвалы завода были заполнены нереализованным пивом. И люди от безысходности предложили нам управление предприятием.

Мы решили вывести завод из кризиса, хотя, признаюсь, не имели даже представления о производстве. Но была команда единомышленников, которые сказали: «Давайте попробуем». Подготовили антикризисную программу, ввели представителей трудового коллектива в совет директоров. Сами работали бесплатно.

Уже потом я прочитал, что так выводили из кризиса американскую компанию «Крайслер». За пять лет рассчитались с долгами, подняли предприятие. Учебники можем писать.

Но кризис в августе 1998 года не миновал и нас, и мы решили продать успешно развивающийся завод, лидера отрасли в Ставропольском крае, чтобы рассчитаться с поставщиками и сохранить свое доброе имя.

– Команда единомышленников – кто они?

– Друзья, знакомые, родственники. Знакомые друзей и друзья родственников. На Западе бизнес в основном семейный. И это нормально. На близких можно положиться, им можно доверять. Когда мне бывает тяжело и опускаются руки, поддерживают именно близкие.

Работа как образ жизни – это установка всей команды «Норд-Сервис». Я рад, что со мной трудятся люди, которые отлично разбираются в своем деле.

– Что в перспективе?

– Сегодня мы имеем почти 20 магазинов в крупных городах Ставропольского края. Планируем в следующем году стать еще ближе к нашим потребителям – открыть магазины в районных центрах края, в Ипатово, Изобильном, Светлограде. И не просто магазины, а сервисные центры, где будут обслуживать технику.

– Вы можете назвать три главных условия успеха в бизнесе?

– Трудолюбие, интуиция, судьба. Но бизнес – не главное в жизни.

– А что главное?

– Главное – отношения между людьми, возможность помогать тем, кто рядом с тобой, кто вокруг.

– Успешный бизнес как раз и дает такие возможности.

– Конечно. Мы понимаем, что работаем в городе, где живут наши близкие, наши земляки. Поэтому часть прибыли нашей компании идет на развитие предприятия, а остальное – на повышение уровня жизни горожан. Мы стараемся заботиться о самых важных вещах: здоровье детей, душе, красоте. Участвуем в оснащении палат ставропольского родильного дома – предоставили холодильники, телевизоры на сумму свыше 600 тысяч рублей. Помогаем в строительстве двух церквей в крае. Подарили Горзеленстрою комбайн стоимостью почти 700 тысяч рублей. Таких примеров много. Все это – весомый вклад в улучшение качества жизни горожан. Если бы все крупные предприятия помогали родному краю так же, как «Норд-Сервис», мы бы жили намного лучше.

– В одиночку тяжело приближать светлое будущее…

– Много лет назад мы поняли, что не сможем улучшить жизнь во всей стране, и решили «строить коммунизм» на отдельно взятом предприятии. С тех пор мы заботимся, прежде всего, о том, чтобы достойно жили наши сотрудники и их семьи. Семнадцать пунктов социального пакета помогают им почувствовать себя уверенно, под защитой своей компании. Взять хотя бы обеды для сотрудников по 10 рублей (остальную сумму берет на себя компания). Беспроцентные кредиты на покупку жилья. Бесплатную доставку сотрудников на базовое предприятие. Подарки к праздникам взрослым и их детям.

Поэтому люди вкладывают силы в развитие предприятия. Так у нас выполняется основная задача – сформировать команду единомышленников, которые бы стремились добиваться передовых позиций ради общей идеи, а не только в силу материальной заинтересованности. Заработок важен, но не должен быть исключительной целью. Вместе с тем, мы гордимся, что за 14 лет существования компании ни разу не задержали зарплату.

– С приходом на ставропольский рынок федеральных сетей, торгующих бытовой техникой, вам пришлось вступить в тяжелую конкурентную борьбу. И силы, в общем-то, неравные.

– Да, с приходом конкурентов нам стало гораздо сложнее работать. Федеральные компании не станут никому помогать – они здесь чужие, у них одна задача: получить прибыль. А у нас – репутация социально ответственной компании, которая заботится о своих земляках. Со временем мы научились спокойно относиться к конкуренции, ведь это полезно, это то зеркало, в котором видишь свои недостатки. Конкуренты заставляют аккумулировать энергию и развиваться другими темпами. Путь, который мог растянуться на два-три года, в условиях конкуренции проходишь за несколько месяцев. Ты должен всех опередить, быть лучшим.

– Федеральные компании тратят миллионы на разработку одного рекламного ролика. Что вы можете им противопоставить?

– Их реклама зачастую – на грани обмана. Как могут быть скидки на товар в 50% при торговой наценке 10-15%? Всюду громкие заявления, а скидка действует только на одну единицу товара, или его вообще нет в магазине. Главная цель такой рекламы – затащить человека в магазин, а там уже подключается продавец, задача которого – уговорить сделать покупку другого товара.

Мы же предлагаем реальные цены, хорошее качество товара, высокий уровень сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание. А вдобавок ко всему – бесплатную доставку и подключение техники! Да не просто доставку – бесплатное поднятие на нужный этаж!

Нам дорого наше имя и уважение покупателей, которое мы приобрели за 14 лет, поэтому мы работаем честно. Я надеюсь, жизнь всех рассудит, и мы будем дальше развивать наши социальные программы. А люди сами разберутся, где им выгоднее и лучше покупать технику. Люди должны понять, что «радость покупки по низкой цене гораздо меньше разочарования от покупки товара низкого качества». А наши специалисты упорно работают над предложением самого качественного товара.

– Что значит – заниматься бизнесом в Ставрополе?

– Я здесь родился, вырос и обязан этому городу всем. Для меня работать в Ставрополе – значит постоянно чувствовать огромную ответственность. Ты всех знаешь, тебя все знают. Все пристально следят за твоими успехами и неудачами. Общественность бурно реагирует на все твои действия. У меня много знакомых, которые не скупятся на критику.

– Вы восприимчивы к критике?

– Да. Мы достигли того уровня, когда должны отвечать за то, что происходит вокруг – не только на предприятии, гораздо шире. За город и край, в котором мы живем. У нас есть возможности. Мы «созрели», созрела наша команда.

 

Знак Зодиака: Весы

Любимое время года: осень

Любимый фильм: «В бой идут одни старики», «Ворошиловский стрелок», «9 рота»

Любимая литература: фантастика

Любимая кухня: русская

Любимый напиток: квас

Автомобиль: внедорожник

Любимый предмет в школе: математика

Любимый учитель: Валентина Михайловна Лукьянова, СШ№23

Идеальное место для жизни: Архыз

Самая важная деталь в костюме: галстук

Любимый вид из окна: небо, горы

Взял бы на необитаемый остров: параплан, друга и спички




© 2007—2008 MediaPro Издательский дом,

Россия, Ставрополь, ул. Мира, 355, офис 16
Телефоны: +7 (8652) 941-601, 371-862, 371-863.
Email: info@mediapro26.ru

Создание сайта — Слимарт